Летающая скорая помощь

Международная санитарная авиация

Развитие санитарной авиации является одним из приоритетов нацпроекта «Здравоохранение». На сегодняшний день санавиация уже работает в 45 субъектах страны, и в ближайшее время воздушная скорая помощь станет доступной каждому россиянину.

Ростех — активный участник этого масштабного проекта с 2016 года. Корпорация инициировала создание единого оператора — Национальной службы санитарной авиации (НССА), а также является ключевым поставщиком вертолетной техники и медицинского оборудования. Специально для НССА будет изготовлено и поставлено 150 вертолетов — рекордный объем заказа для российской санавиации.

Первая «санитарка»

Санитарная авиация возникла в нашей стране еще в 1930-е годы. Причем с самого начала речь шла не о модернизации уже выпускавшихся самолетов под медицинские нужды, а проектировании совершенно новых воздушных судов. Так, еще в 1927 году появился первый в истории отечественной авиации санитарный самолет, получивший индекс К-3. «Санитарка», как ласково окрестили машину конструкторы, строилась по заказу Российского общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Разрабатывался он при непосредственном участии медиков.

Пик развития санитарной авиации пришелся на вторую половину XX века: появились воздушные суда, которым не нужна специально подготовленная взлетно-посадочная площадка — вертолеты. Главной летающей «скорой» страны стал Ми-2.

В одно время санитарной авиацией в стране занималось Министерство гражданской авиации, позже этот вопрос был передан Министерству здравоохранения, а в 1994 году формированием парка санавиации занялось Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

Проект национального масштаба

Санитарная авиация страны даже в сложные 1990-е сохранилась вопреки всем трудностям. В отсутствие единой государственной политики в данной сфере, каждый субъект самостоятельно обеспечивал функционирование санавиации либо путем эксплуатации собственных вертолетов, в основном устаревших моделей, либо, как правило, привлекая вертолеты и самолеты коммерческих операторов. Как итог — неутешительная сравнительная статистика: в 1970-х годах количество вылетов авиации в медицинских целях было свыше 100 тыс. в год, а на май 2012 года, по данным практической конференции «Санитарная авиация и медицинская эвакуация — 2012», количество вылетов санитарной авиации составило 15 тыс. в год.

Читайте также  В Оленегорске вертолет санавиации приземлился на центральном стадионе

На фоне таких данных еще в 2013 году Владимир Путин поручил правительству заняться санитарной авиацией. «С учетом географии, огромных, порой труднодоступных территорий России, нужна и хорошая, оснащенная служба санитарной авиации», — отметил президент. Потребность в авиации от всего объема экстренной медпомощи определена в 30% в европейской части страны и в 50-80% — в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом потенциально такие услуги могут предоставляться на 85% территории России.

В конце 2016 года был утвержден паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации», получивший сокращенное название — «Развитие санитарной авиации». К труднодоступным территориям официально были причислены 34 субъекта России.

На реализацию проекта с 2016 по 2020 годы из бюджета будет выделено почти 10 млрд рублей, в том числе за 2018-2019 годы — по 3,3 млрд рублей. Ожидается, что проект позволит увеличить количество вылетов санитарной авиации с использованием новых медицинских вертолетов отечественного производства. В результате доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, вырастет к 2025 году до 90%.

Федеральный проект развития санитарной авиации реализуется Минздравом и Минпромторгом России в рамках поручения президента России. Госкорпорация Ростех является активным участником проекта с самого начала — 2016 года.

НССА: единый оператор санавиации

Ростех является не только ключевым поставщиком вертолетной техники и медицинского оборудования для проекта развития российской санавиации. В конце 2017 года Корпорация заявила о готовности создать единого оператора в данной сфере. В январе прошлого года инициативу поддержал Владимир Путин. Правительство утвердило АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) как единственного исполнителя медицинских авиаработ для госнужд.

Читайте также  Женщину с осложнениями после родов доставили на вертолете в Петрозаводск

Национальная служба санитарной авиации, созданная по инициативе Ростеха, займется выполнением авиационных работ с целью оказания медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7. Регионы получат право заключать контракты с НССА как с единым исполнителем, их стоимость рассчитает заказчик на основании общедоступной цены летного часа.

Проект единого оператора санитарной авиации предусматривает и создание соответствующей инфраструктуры: 130 точек базирования воздушных судов, сети мобильных топливно-заправочных комплексов, вертолетных площадок на территории более чем 1,5 тыс. учреждений здравоохранения.

Для бесперебойного функционирования системы деятельность санитарной авиации будет синхронизирована с системами вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах России и Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

НССА планирует выполнять более 15,5 тыс. вылетов в год с последующим наращиванием объемов услуг. К концу 2021 года создаваемый парк воздушных судов НССА обеспечит возможность совершать полеты по санитарным заданиям на всей территории страны. Это поможет сделать воздушную скорую помощь доступной каждому россиянину и существенно увеличить число спасенных жизней.

Национальная служба санитарной авиации уже транспортирует пострадавших, нуждающихся в неотложной помощи, в Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Свердловской, Новгородской областях и Республике Карелия.

Вертолеты спешат на помощь

Для решения подобной масштабной задачи необходимо для начала иметь специальную технику, в первую очередь — оснащенные медицинским оборудованием вертолеты.

Предприятия Ростеха производят современную авиатехнику и медицинское оборудование. На текущий момент холдинг «Вертолеты России» поставил в регионы 60 машин с медицинским модулем, которые совершили уже более 12 тыс. вылетов и перевезли почти 18 тыс. пациентов, в том числе около 3 тыс. детей. Всего к 2021 году Ростех поставит НССА 104 «Ансата» и 46 Ми-8 в медицинской комплектации. Как сообщал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов, планируемый объем инвестиций в обновление парка санавиации составит порядка 40 млрд рублей.

Читайте также  На частном самолете запретили летать жителю Ростовской области

Поставляемые вертолеты — настоящая летающая скорая помощь, машины полностью оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи во время полета.

«Ансат» — легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Это первый российский сертифицированный вертолет, который может использоваться для оказания помощи пострадавшим в местности со сложным рельефом, в отдаленных районах со сложной транспортной доступностью.

«Ансат» развивает скорость до 275 км/ч и совершает перелет на расстояния свыше 500 км. Его медицинский модуль позволяет оказать первую помощь сразу на месте происшествия, включая реанимацию, интенсивную терапию, а также мониторинг основных функций жизнедеятельности организма пострадавшего во время его транспортировки.

По словам специалистов, у «Ансата» самая просторная грузопассажирская кабина в своем классе. Пациента могут сопровождать двое медиков — врач реаниматолог-анестезиолог и фельдшер, которого в случае необходимости может заменить врач узкой специализации, например акушер-гинеколог, нейрохирург или хирург. В кабине имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор — все то, что позволяет оказывать медицинскую помощь в полевых условиях даже самым тяжелым пациентам.

Многоцелевые вертолеты Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях. В скоростных Ми-8 есть все, что дает медикам возможность оказать помощь пациенту уже в полете, в частности реанимационный модуль, кислородный баллон, дефибриллятор, аппарат для вентиляции легких.

Медицинские модули Ми-8 оснащаются носилками с регулируемым положением спинки, вакуумным матрасом, приборами и оборудованием первой медицинской помощи. При этом общее время монтажа модуля на вертолет не превышает 15 минут.