Гражданской авиации стран СНГ нужны новые нормативы

Международная санитарная авиация

Новые нормативные акты, регулирующие медицинское обеспечение гражданской авиации, появятся по итогам заседания Рабочей группы по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Исполнительного комитета СНГ. Мероприятие прошло в апреле в Минске, в нем участвовала вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) Ольга Верба.

Также в заседании приняли участие представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, России и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.

Открыл заседание заместитель директора департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Размик Хумарян. Заседание прошло под председательством директора государственного учреждения «Медицинская служба гражданской авиации» Министерства здравоохранения Республики Беларусь Александра Жадана.

В числе прочего участники заседания обсудили проект Авиационных правил «Проверка соответствия установленным требованиям юридических и физических лиц, осуществляющих медицинское обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации государств — участников СНГ», требования к состоянию здоровья кандидатов на получение (продление) свидетельств авиационного персонала, медикаментозную терапию заболевания у авиационного персонала, порядок допуска к исполнению профессиональных обязанностей.Также в повестке были вопросы оказания медицинской помощи членам экипажа и пассажирам воздушных судов, а также лицам, находящимся на территориях международных аэропортов, и проблемные вопросы в практике применения Методических рекомендаций по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного (подозрительного на заражение, трупа) инфекционной болезнью, представляющей чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при осуществлении полетов воздушных судов гражданской авиации государств — участников СНГ.

Было отмечено, что во многих странах СНГ применяются устаревшие требования к оснащению организаций, проводящих медицинское освидетельствование кандидатов на получение (продление) свидетельств авиационного персонала.

Читайте также  Житель Калевалы с инфарктом был транспортирован на вертолете в Петрозаводск

Представители Азербайджана рассказали, что в настоящее время пересматриваются национальные авиационные правила на основании стандартов и рекомендуемой практики ИКАО с учетом европейского опыта. Однако в указанных документах недостаточно урегулированы вопросы объема обследования авиаперсонала при медицинском освидетельствовании. В этой связи необходим обмен опытом государств — участников СНГ по данному вопросу.

Участники заседания отметили, что для многих государств — участников СНГ характерно отсутствие корреляции между отдельными положениями нормативных правовых актов различных министерств и ведомств. Кроме того, существующая система оценки состояния здоровья авиационного персонала требует оптимизации и корректировки.

В ходе обсуждения актуальных вопросов в области медицинского обеспечения безопасности полетов предложения внесли представители России, в том числе вице-президент АВАМ Ольга Верба. Так, необходимо установить систему контроля и надзора за выдачей медицинских заключений (сертификатов) персоналу гражданской авиации в соответствии с международными требованиями, привести требования к состоянию здоровья авиаперсонала в соответствие со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО с учетом международного опыта и уровнем развития медицины и гражданской авиации, ввести юридическую ответственность персонала гражданской авиации за предоставление недостоверных данных о состоянии своего здоровья.

Нужно страховать медицинские риски в гражданской авиации, оценить целесообразность оптимизации процедур проведения «выборочного» контроля состояния здоровья членов экипажей воздушных судов и автоматизации процедур проведения предполетных, предсменных, предрейсовых медицинских осмотров. Также, отметили представители России, оказание первой и медицинской помощи на борту воздушных судов и на территориях аэропортов нуждается в нормативном регулировании, для применения современных медицинских технологий и телемедицины во всех аспектах медицинского обеспечения полетов надо разработать правовые основы и усовершенствовать программы подготовки авиамедицинских специалистов с учетом возложенных задач и специфики выполняемой работы.

АВАМ предложила информационную поддержку и размещение информации о деятельности Рабочей группы на своем официальном сайте, а также пригласила членов Рабочей группы принять участие во втором международном конгрессе «Актуальные вопросы авиационной медицины» (31 октября — 3 ноября 2019 года, Москва) и рассмотреть возможность проведения в его рамках очередного заседания Рабочей группы.

Читайте также  В Волгоградской области станет больше вертолетов санавиации

По итогам обсуждения Рабочая группа в частности решила продолжить работу над проектом Авиационных правил «Проверка соответствия установленным требованиям юридических и физических лиц, осуществляющих медицинское обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации государств — участников СНГ», собрав и обобщив предложения участников, подготовить проект документа «Требования к состоянию здоровья кандидатов на получение (продление) свидетельства авиационного персонала (раздел сердечно-сосудистая система)» с учетом решений, принятых навтором заседании Рабочей группы и предложений Ассоциации врачей авиационной медицины, представить проект документа «Медицинское обеспечение авиакомпании. Особенности оказания медицинской помощи пассажирам и членам экипажей воздушного судна в период полета», представить проект документа «Вопросы организации оказания медицинской помощи пассажирам и лицам, находящимся на территориях аэропортов», представить проект документа «Правовой статус авиамедицинского врача-эксперта».